Поговорим о страхе публичных выступлений.
Всем нам присущи страхи любые. Оттуда они берутся? Человек рождается ангельски чистый , а потом появляются страхи.
Едва ли найдется человек, который, так или иначе, не имел бы в своей жизни опыта публичных выступлений. Мы все учились в школе, и всем приходилось выступать на уроках с рефератами или, как минимум, нас просто вызывали с места, чтобы проверить домашнее задание.
Наверняка большинство из нас помнит это чувство, которое возникало у нас, когда нам сообщали о том, что нас вызывают…
А ведь публичные выступления — неотъемлемая часть очень многих современных профессий.
. Боятся практически все. Даже многие опытные ораторы испытывают волнение, когда выходят выступать с новой темой или перед незнакомой аудиторией.
Что же собой представляет страх?.
Статистика
По данным исследований различных социологических и психологических институтов страх публичных выступлений стоит на втором месте в списке страхов человечества.
А что же на первом? На первом месте стоит страх смерти.
Несколько интересней выглядит эта статистика в США и Великобритании. В США публичное выступление стоит первым в списке страхов. То есть, если верить статистике, люди в США больше боятся выступать, чем умереть.
В Великобритании на первом месте (согласно опросам, конечно) стоит… что бы вы думали? Боязнь пауков! А на втором — публичные выступления.
Все мы — родом из детства
В нашем теле с самого момента его появления запечатлевается вся наша жизнь, вся история развития. Все важные события, негативный опыт, чувства, переживания — тело запоминает все
Если человек проходит какой-либо этап развития в жизни с негативным результатом, то эта память остается в теле в виде мышечных зажимов, которые блокируют нежелательные движения. Мышечный зажим — это область хронического напряжения. Ряд зажимов образует телесный блок.
Ребенок замахнулся на маму, в ответ: «Ты что?! Еще раз так сделаешь — я уйду!!! Отдам тебя дяде!». А ведь известно, что для ребенка в этот период мама — весь окружающий мир, она его опора и безопасность.
Угроза ее исчезновения ребенком воспринимается практически как угроза смерти. Тело, следуя инстинкту самосохранения, блокирует нежелательные или «опасные» проявления мышечным напряжением.
То же самое происходит и с голосом. Причины страха публичных выступлений идут далеко из детства. Когда, например, где-нибудь на улице или в магазине ребенок вдруг начал проявлять естественную реакцию в общении, говоря при этом очень громко или даже крича. А мама, теряясь и чувствуя себя неудобно, бьет ребенка по губам и говорит:
« Прекрати! На нас все смотрят!» Транслируя всем своим видом негатив самого этого факта. Вот и получается, что у человека, когда на него все смотрят и вокруг много людей, перехватывает голос. У него установка: «Если все смотрят, и я буду громко говорить — мама не будет любить меня».
В последствии у ребенка твердо оседает в подсознании убеждение, что проявлять себя как личность на публике – это опасно, так нельзя и т.п. Он не может говорить, а когда начинает говорить, получается как-то сухо и сдавленно…
Другие причины появления этого страха кроются еще глубже и существует установка непринятия. Что общество или группа может не принять нас и даже отвергнуть.
«Ты не из нашей песочницы»
Речь идет о страхе быть отвергнутым, не принятым. Эти страхи можно адресовать к двум причинам, о которых мы говорили выше: генетический страх изгнания из общины; возможный детский травматический опыт.
Это иррациональная установка, однако она неосознанно проявляется в нас всегда, когда нам предстоит выйти на публику выступать.
Существует ли метод избавления от этого страха?
Мой метод такой:
Я сразу говорю, что я волнуюсь и чувствую, что люди более доверительно начинают относиться ко мне.
Есть еще один метод, о котором я прочитала, представляю вам его тоже:
«…Я очень волновался, поскольку в зале присутствовали депутаты, ученые, известные пиарщики, маркетологи, психотехнологи и т.п.
Для меня было важно, что они подумают обо мне и что скажут. Вдруг, я облажаюсь, что будет тогда и еще куча различных мыслей словно ураган пронеслись в моей голове.
Чтобы я не делал, тревога и напряжение все равно ощущались и я ничего не мог с этим поделать. У меня сводило все тело, начиная с ног, заканчивая макушкой головы.
И вот я выхожу на сцену. Меня начинает трясти не по-детски. Был жуткий ком в горле и все что я должен был сказать – я забыл. И тут я понял, что самое страшное уже случилось. То, чего я не хотел, чтобы произошло – оно уже происходит. Прямо здесь и сейчас.
И тогда ко мне пришла абсолютно «идиотская», как мне тогда показалась, мысль. Я вдруг подумал:
А могу ли я разрешить себе бояться, дрожать, говорить чушь, быть напряженным и т.п.?
Я итак все это испытывал, но сколько я себя помню, я всегда запрещал себе быть таким и ставил цель – быть уверенным в себе и показывать свою раскованность. И именно это и подводило меня, поскольку я сам себе давал такие установки, которые хочешь -не хочешь заставляют тебя испытывать неуверенность и напряжение.
Так что же произошло?
В тот момент, когда я подумал:
А-а, х… с ним, будь что будет. Пусть я буду дрожать, зажиматься и быть неуверенным в себе. Главное, что я расскажу этим людям то, что поможет им в их работе, а на остальное – плевать..
И как только я подумал об этом, почувствовал, что все напряжение, которое во мне было, моментально исчезло. Я ощутил такую свободу в теле и ясность в голове, что даже сам не понял, что произошло…»
А еще, я просто восхищена девочкой, которая учит нас взрослых, как справляться со страхами, но что наши страхи по сравнению с ее.
Прочтите о ней, это важно для всех!
СОНЯ – ВЗГЛЯД ИЗ ДРУГОЙ ГАЛАКТИКИ |
Соня с детства больна аутизмом. Живет с родителями в Москве. Сначала она была совершенно неконтактна, не умела разговаривать (устная речь ей и теперь недоступна), играть, выражать свои чувства и мысли, часто плакала и кричала, совершала хаотичные либо монотонно-однообразные движения. Это все в той или иной степени свойственно многим аутистам, хотя болезнь у всех проявляется по-разному. Общее же в том, что они словно боятся жить, даже возможность контакта с чем-то непривычным и незнакомым может вызвать у них приступ истерики или ярости.
У всех аутистов подавлена, как бы выключена, воля к осмысленным действиям. Они словно живут в другой галактике, до которой много миллионов световых лет – не долететь, не добраться, не установить контакт. У Сони в анамнезе был диагноз: «Глубокая умственная отсталость». Это значит, что ребенок не подлежит обучению и неспособен продуктивно мыслить. Ах, если бы врачи могли предположить, как Соня разобьет их представление о ней!!! Сейчас Соне 17 лет, и все это время родители неустанно искали и находили разные методики и специалистов, возили ее на занятия, которые рекомендованы таким детям. Иппотерапия (лошади), дельфинотерапия, кинотерапия (собаки), развивающие занятия – чего только они не делали, чтобы вернуть Соню в их общий мир! Но она надежно забаррикадировалась в своем маленьком анклаве и заперла все двери и окна на засовы. Достучаться до нее было невозможно. А когда ей исполнилось 7 лет, начались незапланированные события. Случайно Соне в руки попала ручка. И случайно мама в тот же момент прикоснулась к ее руке. И вдруг Соня начала… писать. Ее никто и никогда этому не учил. Но оказалось, что каким-то непостижимым образом она умеет и читать, и писать. Только вот для того, чтобы рука начала выводить буквы, долгое время было нужно, чтобы мама обязательно прикасалась к ней – это давало волевой импульс к действию. Потом она стала писать и без такой психологической поддержки. И тогда вот оказалось, что в «глубоко умственно отсталом ребенке» скрывается огромный и очень сложный, многомерный мир, для окружающих словно действительно открылась другая галактика. А мама стала водить ее в Литературную студию, чтобы Соня могла находиться рядом с себе подобными, хотя вербальное общение ей по-прежнему было недоступно. Автор: Соня Шаталина
Костёр Костёр горел, и пламя пело О Солнце и о гордости людей. И голова моя горела От горечи прожитых дней. Мне скоро девять. Это вечность В сравненье с временем костра. Судьбой мне до конца? Но он согрел людей. А я? Немая, неумелая, От мира за стеной. Зовётся аутизмом Недуг проклятый мой. Неужто одиночество – Судьбой мне до конца И в пепел превращусь я, Не согрев сердца?.. Костёр заплакал, догорая. С поленьев капает смола. И плачу я. Ведь дорогая Цена безмолвья. Боже, дай слова! |
А эту сказку она написала в 8 лет
ДЕВОЧКА, СТРАХ И ВОЛШЕБНИК
(сказка)
Виктору Гавриловичу Кротову, моему другу
В одной стране, на одной земле, жила-была Девочка. Глаза у неё были голубые, щёки розовые, волосы русые. Были у Девочки и мама с папой, и сестра старшая, и любимый кролик.
А ещё был у неё Страх. Очень большой, сильный и жестокий. Он жил вместе с Девочкой, ходил с ней повсюду и всё ей запрещал: и играть, и гулять, и книжки читать, и дружить – всё нельзя было, всё страшно и опасно.
Дошло до того, что Девочка даже просто говорить боялась. И никто – ни папа с мамой, ни врачи с учителями – помочь ей не могли, так крепко держался Страх за Девочку. Да к тому же умел этот Страх невидимкой для других становиться. Неизвестно, как бы жизнь у Девочки прошла, если бы однажды…
Девочка была дома одна. Она стояла у окна и глядела на улицу. Улицей владела Осень: золотые и багряные листья кружились в хороводе вокруг огненных клёнов, сплетались в вихри над дорожками и наконец пёстрой мозаикой укладывались на землю.
Девочке очень хотелось на улицу, пошуршать листьями и набрать их в букет, но Страх сковал её ноги и не пустил.
«Хоть бы какой-нибудь волшебник помог мне!» – в отчаянии подумала Девочка. И вдруг над одной из дорожек образовался очень крупный вихрь листьев – и прямо из него вышел человек!
Он был высокий, худой, с шапкой сиявших на солнце серебряных волос и с серебряной бородой. Одет он был в серый свитер, лицо украшали большие очки, а через плечо висела чёрная сумка.
Человек поднял голову, увидал в окне Девочку и улыбнулся. А потом пошёл, будто полетел, к дому. И вот он уже в комнате, прошёл через запертую дверь!
– Здравствуй, Девочка! – сказал человек.
А Девочка ответить не может: Страх ей уста запечатал, а сам невидимым стал. Человек сказал:
– Знаешь, я ведь волшебник. Через свои очки я могу видеть невидимое.
Снял он очки, протёр стёкла, снова надел – и увидел Страх! И увидел, что этот Страх с Девочкой сделал.
– Ах, вот оно что!.. – произнёс Волшебник. – У нас, волшебников, свои специальности есть. Так вот моя специальность – помогать людям со всякими страхами бороться. Я тебе помогу.
Достал он из сумки авторучку и лист бумаги, говорит:
– Это не простые ручка и бумага, а волшебные. Если ты их в руки возьмёшь, они сами твои мысли записывать будут, – и протянул Девочке бумагу с ручкой.
Очень хотелось Девочке взять их, а Страх не даёт! Руки ей назад заламывает, голову отворачивает, вообще в угол толкает. А Волшебник протягивает волшебные вещи и ждёт терпеливо, только улыбается Девочке ободряюще.
Поняла Девочка, что вот он, её шанс, все свои силы собрала и коснулась рукой авторучки. И ручка сразу к её пальцам как приклеилась. Тогда Девочка и бумагу взять смогла. И чувствует: ослабел Страх, отпустил ей пальцы на руке.
Спрашивает Волшебник:
– А ты сама свой Страх хорошо видишь? Что он у тебя такое, напиши.
И Девочка вдруг написала:
«Страх – это щит от жизни».
Потом ещё написала:
«Не хочу от жизни таким щитом защищаться. Не нужен мне щит от жизни».
Чувствует: Страх съёжился и бормочет: «Я тебя от опасностей оберегаю…»
А Волшебник говорит:
– Как ты думаешь, что такое страх для кого-нибудь другого? Ну, хоть для зайца в лесу, или для клоуна в цирке, или для учёного математика?
И Девочка написала:
«Для зайца страх – это возможность, что лиса прячется за соседним кустом».
– У зайца чуткий нюх и быстрые ноги, – отвечает Волшебник. – Он лису учует и убежит.
Девочка пишет:
«Для клоуна страх – когда его шуткам не смеются».
Волшебник отвечает:
– Клоун может такие смешные шутки найти и так натренироваться смешно их рассказывать, что все просто упадут от хохота.
«Для математика, – пишет Девочка, – страх – смелость с отрицательным знаком».
– Я как волшебный математик точно знаю, – говорит Волшебник, – что отрицательную величину можно сделать положительной. Только знак поменять надо. Законы математики это позволяют.
Девочка чувствует: Страх слабеет, меньше становится, ниже.
А Волшебник спрашивает:
– Какого цвета Страх?
Посмотрела Девочка и говорит:
– Серо-буро-синего. Страх от страха посерел и посинел.
– А как ты узнала, что у Страха – страх?
– Он дрожал и пупырышками покрылся, – ответила Девочка и написала: «Страх – то когда кожа бледнеет, сереет, синеет и мурашками покрывается, а глаза делаются круглыми».
– Вот так? – спросил Волшебник, задрожал и округлил глаза.
Девочка посмотрела и расхохоталась, так смешно это выглядело. А Страх так от её смеха съёжился, что просто страхом стал!
Волшебник посмотрел в окно и спросил:
– Там у вас, на улице, люк открытый в земле. Когда гулять будешь, подойдёшь посмотреть, что там внизу?
– Нет, что ты, – голосом ответила Девочка. – Это опасно, страшно.
– Так что же такое страх? – спросил Волшебник.
– Страх – это сигнализатор опасности, – опять голосом ответила Девочка.
– Ну, вот ты и свободна, – улыбнулся Волшебник и исчез.
Наверное, пошёл другим людям помогать со страхом бороться. А радостная Девочка побежала гулять и собирать осенние листья.
Познать самого себя – трудно…
Ну вот и все, о чем я сегодня хотела вам рассказать
Делайте выводы!
Мы можем рассуждать о страхе, но так и не познать его глубины. Человек, познавший настоящий страх по другому относиться к жизни, другие принимает решения, живет остро ощущая каждую минуту.
Освобождение приходит через ситуации,как описанная, только сколько ждать этой ситуации. Наверно надо самому спровоцировать такое событие — но для этого надо четко знать природу своего страха.
Спасибо , Галина, очень интересная статья. Еще и еще раз ее надо обдумать.